Фотография и психология
Фотография – это всего лишь рисунок, выполненный на светочувствительной бумаге (или другом материале) или на экране цифрового устройства; он ничем существенным не отличается от живописного или графического изображения. Однако со времён появления фотографии отношение к ней было принципиально иным, нежели к творению, выполненному рукой художника.
Так, в XIX столетии разграничивалось изображение обнажённой натуры на холсте и на фотографии. В первом случае достаточно откровенные изображения могли попадать в разряд высокого искусства, однако любая вольность на фотографии истолковывалась не иначе как порнография. Из-за этого работы выдающихся фотохудожников, содержащие изображения обнажённых женщин, не допускались до всеобщего обозрения.
Конкуренция со стороны фотографии заставила художников по-иному взглянуть на традиционное изобразительное искусство. И если раньше многие художники и даже целые направления стремились к максимальной реалистичности, то теперь живописцы, чьи произведения по уровню исполнения напоминали фотографические снимки, стали критиковаться: мол, ради «механистичности» эти мастера пожертвовали настроением и отражением своего внутреннего мира, их картинам недостаёт подлинной художественности.
Возможно, негативное отношение к фотографии объяснялось древними суевериями и духовными традициями прошлого. Человек издавна боялся своего отражения в воде, зеркале или на любой лоснящейся поверхности; чрезмерная реалистичность, таким образом, связывалась с потусторонним миром. И для подсознания новое изобретение – фотография – было вещью ещё более страшной: оно позволило «отражение» зафиксировать и сохранить навечно.
В 1650 году Диего Веласкес написал портрет папы Иннокентия Х. Когда он закончил работу, папа недовольно воскликнул: «Tropo vero!» — «Слишком правдиво!».
Однако жизнь не стояла на месте, и некоторые художники увидели в фотографии материал для творчества. К созданию своих произведений они подходили столь же серьёзно, как и традиционные живописцы; техника того времени позволяла создавать фотографии только в студии, поэтому фотоискусство вольно или невольно восприняло некоторые элементы театра.