ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА
Устройство храма уходит корнями в глубь ветхозаветной истории, к Иерусалимскому храму. Храм делился на несколько частей — в некоторые из них допускались язычники, в некоторые — только иудеи либо только священники, а в главное помещение, «Святое святых», мог входить лишь первосвященник один раз в году.
Современный православный храм также делится на несколько частей:
• Притвор — пространство сразу после входа в здание храма. Исторически притвор предназначался для кающихся, отлученных от причащения за те или иные грехи, для оглашенных — готовящихся к крещению, а также вообще для всех интересующихся. В современной практике это значение притвора утеряно.
• Основное пространство храма (собственно храм, по-гречески naos), в котором находятся молящиеся во время богослужения.
• Алтарь — пространство в восточной части храма, куда имеют доступ только священнослужители (происхождение слова возводят к латинскому altaria, «высокий жертвенник»). Алтарь отделяется от основного пространства храма иконостасом — в переводе с греческого «подставкой для икон». Исторически он восходит к ранневизантийскому «темплону» — невысокой преграде, на которой стояло несколько икон, и лишь с течением времени развился в самостоятельное, сложное и богословски насыщенное произведение.
В центре алтаря расположен Престол — самое главное и священное сооружение храма. На Престоле совершается таинство Евхаристии. При освящении храма в основание Престола закладываются частицы мощей христианских мучеников. Это делается в память о первых христианах, совершавших Божественную Литургию в римских катакомбах (подземных кладбищах) на гробах своих братьев по вере, принявших мучительную смерть за верность Христу и Его Церкви. За Престолом, в восточной части-алтаря, находится Горнее место.
В некоторых храмах, особенно соборах, кроме главного алтаря существуют так называемые приделы, или придельные храмы, — небольшие самостоятельные алтари со своими иконостасами, расположенные слева и справа от главного алтаря. Придел, как и основной храм, посвящен какому-либо празднику или святому, и в нем также совершается богослужение. Как правило, если в праздники служатся две Литургии, ранняя и поздняя, то поздняя совершается в основном алтаре, а ранняя — в приделе.
Обычно на каждой службе в приходском храме присутствуют постоянные прихожане, предпочитающие именно этот храм, и его богословские труды. Перед алтарем находится возвышение в 1-3 ступени — солея — с небольшим выступом посередине — амвоном. В византийских храмах амвон часто выдавался далеко в центральную часть храма, на нем произносились ектений и проповеди, а также исполнялись некоторые песнопения. Эту богослужебную функцию амвон выполняет и в наши дни. На солею миряне не восходят, она предназначена только для церковнослужителей — певцов, чтецов и т. п.
В центре некоторых храмов, например кафедральных соборов (то есть главных храмов города, где служит правящий епископ), можно увидеть специальное возвышение для епископской кафедры, особого ритуального сиденья (от греческого «сидеть», «восседать»). На нем обычно лежит ковер с изображением орла, парящего над городом (символ епископской власти). На этом месте епископ восседает в начальные моменты богослужения.
Справа и слева от алтаря, на солее, находятся клиросы — места для певцов и чтецов, иногда отгороженные иконами. Название происходит от греческого «удел», «жребий», «участь» и напоминает о том, что священнослужители в древности избирались по жребию и служение было их уделом, участью. В современных храмах хор, как правило, один и находится либо на одном из клиросов, либо «на хорах» — сверху над входом в храм. Богослужебный устав, однако, предусматривает попеременное пение двух хоров («ликов»), расположенных на клиросах слева и справа от алтаря.