Составляем план видеосъемок
Планирование съемок окажется более успешным, если заранее продумать их последовательность во время монтажа. Особенно важны переходы между сценами.
Например, когда начинается новая сцена, зрители должны ознакомиться с новой обстановкой и уяснить ее. Для этого служит съемка установочным планом, который устанавливает связь с новым местом действия. Примером такого плана может служить кадр со зданием, в которое должен войти персонаж.
Таким образом, во время планирования съемок следует обязательно ввести переходы между ними. Если же во время монтажа переходный кадр окажется ненужным, в таком случае можно осуществить непосредственный переход от одной сцены к другой, но так, чтобы не ввести зрителей в заблуждение. Тем не менее, всегда лучше иметь возможность выбора при съемке, например, видео заставки к фильму.
Признаком опытного сценариста является умение предвидеть переходы в сценарии, даже если режиссер или монтажер в конечном итоге может выбрать другие способы перехода между сценами. Главное — сохранить внимание и интерес зрителей при переходе от одной сцены к другой. По-настоящему плавный переход позволяет актеру перейти из одного места и времени действия в другое так, как будто он перешел в другую комнату. Например, в одной сцене арестованного подозреваемого садят на заднее сиденье полицейской автомашины. Как только полицейский закрывает за ним дверь автомашины, происходит переход к решетке тюремной камеры, закрывающейся за арестованным.
Уделяйте внимание последовательности
Последовательность — это своего рода визуальный здравый смысл, который означает, насколько согласованы друг с другом смонтированные кадры съемки. Смонтированная последовательность должна создавать общее, убедительное представление о непрерывности времени, места и действия. Так, если в одной сцене актер показан как левша, а в другой — как правша, последовательность нарушается. Ели же актриса появляется в одном кадре в фиолетовом платье, а в другом кадре той же самой сцены — в желтых брюках, то и в этом случае последовательность нарушается. В конечном счете последовательность устанавливается во время видеомонтажа, но сделать ее правильной невозможно, если не спланировать съемки с учетом общего замысла.
Некоторые создатели фильмов не всегда соглашались с тем, насколько важно сохранять последовательность, из эстетических соображений. Вот мнение по этому поводу режиссера Оливера Стоуна (Oliver Stone) приводимое в пересказе, поскольку он использовал более сильные выражения: «Последовательность — для никчемных людей».
В полностью укомплектованной съемочной группе, как правило, имеется ответственный за сценарий, который следит за каждым дублем, делает заметки о неясных деталях съемки (например, несоответствующих костюмах) и предупреждает режиссера о возможных нарушениях последовательности. Если же бюджет фильма не позволяет нанять ответственного за сценарий, за последовательностью придется следить режиссеру или оператору.