ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ДРУГИЕ ПОСТЫ
Как на вечерне и утрене хваление сменяется покаянием, поддерживая общую гармонию и уравновешенность, так и в годовом цикле богослужения ликование и совершенная радость сменяется покаянием и воздержанием. Поэтому посты в годовом круге тесно связаны с праздниками, перед которыми и можно как раз оформить чердак.
Обычно выделяют «многодневные» посты, которых в богослужебном году четыре, и отдельные постные дни. Это, в первую очередь, среда и пятница, в недельном круге богослужения посвященные предательству Иудой Христа и Его распятию. Кроме того, однодневный пост соблюдается в носящие отчасти скорбный характер праздники — Воздвижение Креста Господня, Усекновение Иоанна Крестителя.
Главный многодневный пост — Великий, заслуживающий этого названия и по продолжительности, и по строгости, и по богатству богослужебных событий. Каждое воскресенье Великого поста и подготовительных к нему недель отмечено особыми воспоминаниями (выражающимися в том, что читается и поется на богослужении), которые помогают сосредоточиться на своем внутреннем устроении, настроить душу на покаяние, осмысленный отказ от грехов.
Возникновение Великого поста связывают с традицией в первые века христианства совершать таинство Крещения новообращенных в христианство преимущественно в день Пасхи. Во время приготовки к крещению будущие члены Церкви соблюдали пост и проходили обучение основным положениям христианской веры. Пост этот, как правило, продолжался в течение 40 дней, в память 40-дневного поста Иисуса Христа перед выходом на проповедь (Евангелие от Матфея).
Традиция соблюдать 40-дневный пост была также чрезвычайно распространена в палестинских монастырях, причем отцы-пустынники на это время обычно уходили из монастыря в пустыню, чтобы их молитве не мешали никакие хозяйственные заботы; собирались же снова в монастырях все к празднику Пасхи.
Подготовительные воскресенья Великого поста — это Неделя (Воскресенье) о мытаре (современным языком — налоговом инспекторе), искренне раскаявшемся в своих преступлениях, и о лицемерно хвалившемся своей праведностью фарисее (Лк 18:10-14); Неделя о Страшном Суде и Неделя изгнания Адама из Рая (Прощеное воскресенье). Собственно пост начинается с понедельника после этого воскресенья.
В первую седмицу Великого поста характерной особенностью богослужения является чтение покаянного
Великого канона преподобного Андрея Критского. Еще одна особенность богослужения Великого поста — кроме субботы и воскресенья не служится Божественная Литургия, как в высшей степени хвалебная и радостная служба. Лишь в среду и пятницу служится так называемая «Божественная Литургия Преждеосвященных Даров», на которой не совершается освящение Даров (то есть предложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), но верующие причащаются Даров, сохраненных со времени воскресной Литургии. В воскресные же дни служится не обычная Литургия святителя Иоанна Златоуста, но Литургия святителя Василия Великого, отличающаяся более продолжительными тайными молитвами.
В первое воскресенье Великого поста вспоминается Седьмой Вселенский собор, утвердивший догмат иконопочитания; во второе — святитель Григорий Палама, один из наиболее почитаемых православных богословов-мистиков. Третье воскресенье — «Неделя Крестопоклонная», когда воздаются особые почести Кресту Христову как орудию нашего спасения. В четвертое воскресенье празднуется память преподобного Иоанна Лествичника, автора одного из самых известных учебников монашеской жизни — «Лествицы», то есть «лестницы, возводящей к небесам». В пятое — память преподобной Марии Египетской, раскаявшейся распутницы. Таким образом, воспоминания Великого поста уделяют достаточное внимание и богословской, догматической, стороне нашего спасения, и практической, деятельной.
Шестое воскресенье Великого поста — великий праздник Вход Господень в Иерусалим. Вспоминается торжественный вход Христа в Иерусалим накануне Его крестной смерти и воскресения (Евангелие от Иоанна). Этот праздник называют также «Вербным Воскресеньем», поскольку храмы украшают вербой в память о пальмовых листьях, которыми народ приветствовал входящего в Иерусалим Христа.
На следующий день наступает Страстная седмица («Неделя страстей Христовых»). Ее богослужение чрезвычайно своеобразно и посвящено воспоминанию и богословскому осмыслению последних дней, проведенных Христом с учениками. В Великий Четверг вспоминается Тайная вечеря и последняя беседа Христа с учениками, когда Христос установил таинство Евхаристии; в Великую Пятницу — крестная смерть и погребение Христа; в Великую Субботу скорбь о погребенном Христе уступает место все нарастающей радости о Христе воскресшем. События этих дней подробнее всего описаны в Евангелии от Иоанна начиная и до конца.
Прочие многодневные посты, как и Великий, также связаны с праздниками. Рождественский пост (15/28 ноября — 24 декабря 16 января) по продолжительности и по характеру богослужения отчасти похож на Великий и готовит нас к празднику Рождества Христова. Успенский пост (1/14 — 14/27 августа) предваряет праздник Успения Богородицы и по строгости также близок к Великому посту (кстати, праздник Успения в народе называют «Богородичной Пасхой»).
Наконец, Петров пост начинается через неделю после праздника Пятидесятницы, в понедельник после Воскресенья Всех Ссвятых, и заканчивается накануне дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который празднуется 29 июня/12 июля. Этот пост, таким образом, имеет каждый год разную продолжительность, поскольку отсчет берет от переходящего праздника Недели
Всех Святых, а заканчивается перед неподвижным праздником. Возникновение этого поста связывают с преданием об апостолах, постившихся некоторое время после получения даров Духа Святого в день Пятидесятницы, и лишь затем отправившихся на проповедь.