ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ: УТРЕНЯ

20Устав и монастырская практика предполагают небольшой отдых между вечерней и утреней. Братии раздаются хлеб и вино, которые благословлялись на литии. В этот промежуток читаются фрагменты из Нового Завета — Деяния апостолов или апостольские Послания, в зависимости от периода богослужебного года, и во время этого чтения монахам позволяется сидеть. В некоторых монастырях знаменитой греческой горы Афон можно даже выпить кофе с восточными сладостями.

В приходском богослужении, где Всенощная более короткая, чем в монастырской практике, такая пауза не принята, и после вечерни сразу начинается утреня.

И начинается она шестопсалмием — чтением шести псалмов, описывающих состояние грешного человека и содержащих его молитву о спасении — «Многие восстают на меня, нет спасения душе моей…» На время чтения шестопсалмия погашаются свечи и приглушается общее освещение, ходить по храму в это время крайне нежелательно. Это время сосредоточенной покаянной молитвы, вопля души к Богу из глубин бури страстей и греха.

Один из первых читателей этой книги спрашивал — «Что нужно делать (или о чем думать) в те или иные описываемые вами моменты службы? Какое все это отношение имеет ко мне, что от меня требуется в этот момент, к чему во мне адресуется?»

Самый общий и упрощенный ответ будет, пожалуй, таким: стараться услышать и понять то, что поется и читается, и испытать те же чувства и устремления, которые вкладывали в слова псалмов и молитв вдохновляемые Духом Святым подвижники в течение тысячелетий. Эти духовные устремления в ходе богослужения чрезвычайно разнообразны — покаяние, раскаяние в наших грехах против Бога и ближнего; молитва, прошение о наших нуждах, о помощи и спасении в трудных ситуациях; хваление, благодарность Богу за сотворение нас и всей вселенной, за каждый в благополучии и здравии прожитый день и час… При этом выработанное веками расположение псалмов, молитв, ектений, песнопений, обрядов таково, что выстраивает определенную гармонию нашей души и духа, восстанавливает нашу психофизическую целостность, «растрепанную» текущими проблемами и заботами.

Центральное же, доминирующее настроение, пожалуй, можно назвать радостью о Господе, радостью общения с Ним. Как сформулировал известный литургист, протопресвитер Александр Шмеман в своем дневнике: «Радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. Первое, главное, источник всего — «Да возрадуется душа моя о Господе».

После великой ектений (как и на вечерне, произносящейся в начале службы) строгий покаянный настрой шестопсалмия сменяется праздничным. Диакон возглашает «Бог — Господь, и явился нам, благословен Грядущий во имя Господне» и несколько других стихов из этого же, 117-го, псалма, а хор поет один и тот же припев «Бог — Господь…» Это псалом, пророчествующий о Христе; стихом из этого псалма «Благословен Грядущий во имя Господне» приветствовали Христа при Его торжественном входе в Иерусалим. После стихов псалма поется тропарь, кратко выражающий смысл празднуемого события: в воскресенье — воскресный, в праздники — тропарь праздника. Далее читаются псалмы и некоторые связанные с ними песнопения.

Наступает один из самых торжественных и ярких моментов утрени — полиелей, в переводе с греческого «многомилостивое», поскольку поются псалмы 134-135 «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господа» с припевом «Аллилуиа, яко в век милость Его», прославляющие милость Господа к Израилю, а в пророческом смысле — милость Господа, через воплощение и воскресение Христа, изведшего человечество из мрака греха и смерти. В приходской практике обычно поются избранные стихи из этих псалмов, иногда псалмы читаются, а избранные стихи поются. Во время пения полиелея зажигаются все светильники в храме, священники со свечами в руках выходят на середину храма, старший из них кадит весь храм.

После полиелея поются особые тропари, прославляющие погребение и воскресение Христа. Эти тропари отсылают к богослужению Великой Субботы, перед Пасхой, когда Христос покоился во гробе и ученики оплакивали Его смерть. Иногда эти тропари называют «Ангельский собор», по словам первого тропаря — «Ангельский собор (то есть сонм ангелов) удивился, видя Тебя, Христа, причислившим Себя к мертвым, но разорившим крепость смерти и вместе с Собой воздвигшим от смертного сна Адама и освободившим всех от ада». Настроение этих тропарей удивительно точно передает дух последнего дня перед Воскресением Христа — скорбь о Его смерти, веру в Его воскресение, веру в наше спасение благодаря Его Воскресению и победе над адом и смертью.

После этого читаются и поются некоторые другие песнопения, и наступает самый торжественный момент Всенощной — чтение Евангелия. Диакон произносит несколько стихов из псалмов, пророчествующих о воскресении Христа, а также стихи «Всякое дыхание да хвалит Господа». После этого священник читает воскресное

Евангелие — таких Евангелий всего 11, по числу эпизодов в Новом Завете, описывающих различные события после воскресения Христа. Эти Евангелия чередуются, так что каждое следующее воскресенье мы вспоминаем новые драгоценные подробности первого явления воскресшего Христа ученикам — рыбную ловлю на Тивериадском озере, явление Ангела Марии Магдалине и другой Марии при гробе, разговор Христа с двумя учениками, идущими в селение Эммаус близ Иерусалима…

Радость о воскресшем Господе выражается и в торжественном гимне после чтения Евангелия, который обычно поют все молящиеся — «Воскресение Христово видевшее, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному…» И сразу, как очень свойственно православному богослужению, — уравновешение, противовес: читается 50-й псалом, самый покаянный, «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…» Радость о воскресшем Христе и нашем будущем всеобщем воскресении — и сознание собственного недостоинства этой великой радости: эти два чувства, как и во всем Всенощном бдении, органично сочетаются в высшей его точке.

Далее начинается исполнение канона, по Уставу — пение, в приходской практике — чтение. Это самая продолжительная, а когда-то и самая торжественная, часть утрени, состоящая из сложного сочетания различных праздничных песнопений. На воскресной Всенощной соединяются несколько канонов — воскресный, «крестовоскресный», то есть посвященный Кресту Христову и Его Воскресению, богородичный, прославляющий Богородицу, и канон святого, празднуемого в этот день. На праздничной Всенощной обычно читаются один или два канона праздника.

Во время канона происходит целование Евангелия и помазание елеем. Молящиеся по очереди подходят к лежащему на аналое Евангелию, крестятся и целуют его, выражая тем самым свою личную признательность Христу, принесшему нам Свою Благую весть. Священник крестообразно помазывает лоб молящегося благословленным на недавней литии елеем, после чего принято целовать руку (точнее, изображение Креста на поруче) священника. Это помазание елеем не следует путать с таинством Миропомазания (см. Словарь), его смысл аналогичен окроплению освященной водой. Если была лития и благословлялись хлебы и вино, именно в этот момент обычно раздаются кусочки благословленных хлебов, смоченных в вине.

После 8-й песни канона поется торжественная песнь Богородицы «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасе Моем…», с припевом «Честнейшую херувимов и славнейшую без сравнения серафимов, без истления (то есть безболезненно) Бога Слова родившую, истинную Богородицу Тебя величаем». Во время этой песни диакон кадит храм и всех молящихся.

После канона поются и читаются хвалебные псалмы и стихиры. Все творение призывается к благодарению и хвалению — горы и холмы, звезды и луна, люди и звери, старцы и молодые — всякое дыхание да хвалит Господа! И наконец, в завершение этой хвалебной, радостной, благодарной части утрени — возглас священника «Слава Тебе, показавшему нам свет!» и пение Великого славословия. Оно начинается ангельским гимном «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человечьих благоволение», который пели небесные силы при рождении Христа (Евангелие от Луки), а завершается Трисвятой песнью — «Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный, помилуй нас». Как и многие песнопения, Великое славословие сочетает и хвалебное настроение, и покаянное. После Славословия и ектений священник лицом к народу произносит отпуст — краткую молитву, «отпускающую» молящихся. Утреня завершена.

Традиционно ко Всенощному бдению присоединяется первый час — краткая служба, состоящая из трех псалмов и нескольких молитв. Свет в храме в этот момент обычно приглушают, и спокойная, без пения и торжественных обрядов, аскетичная служба первого часа как бы закрывает, уравновешивает собою высокую пасхальную радость воскресной Всенощной.

Итак, структура праздничной утрени по самым заметным ее моментам:

• Шестопсалмие — чтение шести псалмов

• Великая ектения, «Бог — Господь, и явился нам», пение тропаря

• Пение полиелея — «Хвалите имя Господне…», каждение всего храма

• Чтение воскресного или праздничного Евангелия

• Чтение канона и помазание елеем

• Пение песни Пресвятой Богородицы «Величит душа моя Господа…»

• Великое славословие

• Ектений и отпуст

• Первый час

Связаться с нами
Издатель: Греко-католическая парафия святых братьев-апостолов Петра и Андрея в г. Берасьци
Адрес редакции: вул.Чубара 63 +226604 г. Брест Беларусь Тел. / факс: (016) 54-16-59