ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Самый заметный для мирянина круг богослужения, несомненно, — годовой. Именно праздники и посты, образующие этот круг, придают каждому дню свою богослужебную особость, свой смысл.
При этом еще в годовом круге накладываются друг на друга подвижный и неподвижный круги богослужения, основанные на двух различных календарях, лунном и солнечном.
Неподвижный круг богослужения привязан к привычному нам календарю, то есть к солнечному. Все его праздники’ — Рождество Христово, Крещение, Преображение, Крестовоздвижение и т. д., имеют определенную, точно фиксированную календарную дату. При этом каждый день года имеет определенные воспоминания — дни великих праздников, дни памяти святых или заметных событий в жизни Церкви (например, память какого-либо из Вселенских соборов или дни явления чудотворных икон).
Подвижный круг задается главным праздником, Пасхой. Дата Пасхи, праздника Воскресения Христова, вычисляется по достаточно сложному алгоритму, связанному с лунным календарем. Как правило, день Пасхи приходится на первое воскресенье после первого полнолуния в период весеннего равноденствия. Выбор именно такого Дня имеет определенный символический смысл, связанный с историей последних дней земной жизни Христа.
От дня Пасхи вычисляются дни памяти предшествующего ей Великого поста, а также праздничные дни Пятидесятницы — периода от Пасхи до праздника Святой Троицы.
Песнопения всех переходящих празднований, связанных с Пасхой, объединены в две книги — Триодь Постная (службы Великого поста) и Триодь Цветная (службы периода от Пасхи до Пятидесятницы). Слово «триодь» означает «трипеснец», именно такой жанр канона (укороченный с 9 до 3 песней) составляет отличительную особенность этих книг.
Кроме того, именно от дня Пасхи начинается отсчет порядка отправления воскресных служб по гласам. Если у каждого праздника всего одна служба (набор стихир, тропарей, канонов, евангельских чтений…), то воскресных служб восемь, причем каждая из них имеет свой глас (например, «воскресная служба 5-го гласа»).
Глас — это определенный напев, а точнее — система ладовой организации пения. Всего гласов восемь, и большинство богослужебных песнопений написаны на определенный глас (например, «тропарь праздника Воздвижения Креста Господня, глас 1-й»). Гласовая система предполагает и определенную стихотворную структуру поэтического текста, и определенный способ его пения. При этом, естественно, в различных видах церковного пения (знаменный распев, обиходные распевы и т. п.) каждый глас имеет свои особенности и свою мелодику. И если службы праздников содержат песнопения различных гласов, то в каждой воскресной службе все составляющие ее элементы написаны на один определенный глас. Все воскресные службы собраны в книге Октоих («восмигласник»).
Чередование воскресных служб — это один из главных ритмов богослужебного года, который начинается с Пасхи. Каждое следующее воскресенье поется воскресная служба следующего гласа, пока не исполнятся все 8, и тогда следующее воскресенье начинает новый круг, со службы 1-го гласа. Этот ритм воскресных служб продолжается весь год, завершаясь перед следующей Пасхой.