ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ

19Подходя к вершине христианского богослужения, Божественной Литургии, для правильного понимания ее смысла необходимо подробно остановиться на главном христианском таинстве — таинстве Евхаристии. Для понимания же этого таинства важно понять общую логику христианского вероучения, поскольку богослужение — прямое выражение и воплощение вероучения.

Христианство говорит о мире и человеке следующее. Господь сотворил прекрасный мир и человека — венец творения, высшее и самое совершенное создание Божье, отличающееся свободой воли, то есть способностью принимать любовь Бога или отвергать ее, ибо без этой свободы человеческая любовь не могла бы быть совершенной. Человек воспользовался своей свободой к худшему, отпал от Бога, предал Его любовь и тем самым отпал от жизни в Боге и с Богом.

Тогда же Богом было дано обещание послать Спасителя, Который восстановит причастность человека Божественной жизни. Это обещание, договор, или «завет» («ветхий завет», то есть старое, прежнее обещание), подтверждалось в различных пророчествах и событиях на протяжении истории жизни всех праведных людей, стремившихся к Богу еще до пришествия Христа — Ноя, Авраама, царя Давида и множества других. Все они жили в надежде на пришествие обещанного Спасителя — Мессии, то есть Христа.

В предопределенное Богом время это обещание было исполнено, и Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы, воплотился, то есть родился как земной человек (стал Сыном Человеческим) от Девы Марии в Вифлееме Иудейском, получив имя Иисус. Тысячи лет христианские богословы ломали головы и копья, пытаясь определить, выразить несовершенными человеческими словами непостижимую тайну — как Бог, не перестав быть Богом, стал Человеком, чтобы спасти человечество от греха. Будучи безгрешен, Иисус Христос был неправедно осужден, казнен, и Своми страданиями на Кресте, Своей смертью и последующим непостижимым воскресением искупил грехи людей — всех и каждого: и мертвых, и живых, и нерожденных. По воскресении Он учредил Свою Церковь, собрание всех верующих в Него, соединяемую в таинственный и благодатный союз Любви третьим Лицом Святой Троицы — Святым Духом. Таким образом, всякий пребывающий в Его Церкви, причастен жизни Святой Троицы, причастен Царству Небесному, причастен жизни вечной.

Слова эти остались «странными», невразумительными, соблазнительными и чуждыми человеческой логике («здравому смыслу») и будут оставаться таковыми до тех пор, пока существует Церковь и совершается в ней таинство Евхаристии. В переводе «Евхаристия» означает «благодарение». Форму и способ приобщения к этому таинству (в котором мы истинно едим Тело Христа и пьем Кровь Его, и через то бываем причастны Его крестной смерти, воскресению и жизни вечной) установил Сам Христос накануне Своей крестной смерти, на Своем последнем, пасхальном, ужине с учениками:

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ешьте: это есть Тело Мое.

27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,

28 ибо это есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

И далее, читая Деяния апостолов и Послания апостольские, мы видим, что центром христианской жизни является именно Евхаристия, совместная братская трапеза, в которой хлеб — истинное Тело Христа, и вино — истинная Кровь Его, объединяющие верных в Церковь и делающие их причастниками, гражданами Царства Небесного. Апостол Павел так объясняет место Тела и Крови Христовых в Новом Завете, который заключил с человеком Бог:

1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:

2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое».

3 За второю же завесою была скиния, называемая «Святое святых» (…)

6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;

7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа (…)

11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, , то есть не такового устроения,

12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13 Ибо, если кровь тельцов и козлов и пепел телицы через окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело,

14 то насколько же больше Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

На каждой Божественной Литургии, делающей нас участниками Тайной вечери, хлеб и вино силой Духа Святого и братской молитвой верных христиан таинственно и непостижимо претворяются в Тело и Кровь Христовы, а верные становятся их причастниками, причастниками Божественной жизни. Таково центральное место Божественной Литургии в богослужении и в христианской жизни, в замысле Бога о спасении человека.

Связаться с нами
Издатель: Греко-католическая парафия святых братьев-апостолов Петра и Андрея в г. Берасьци
Адрес редакции: вул.Чубара 63 +226604 г. Брест Беларусь Тел. / факс: (016) 54-16-59