УСТАВНЫЕ УКАЗАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПИТАНИЯ ВО ВРЕМЯ ПОСТА
Частое заблуждение — смешение поста с диетой. В богослужебном смысле пост — время в первую очередь особо усердной молитвы, покаяния, избавления от грехов, а не от лишнего веса. Особый режим питания в это время связан с общим правилом воздержания от всякого рода излишеств и выполняет вспомогательные функции, потому что духовное, душевное и телесное в человеке тесно связаны.
С другой стороны, для Типикона трапеза — часть общего богослужебного ритма, в котором живет монастырь, поэтому указания относительно питания достаточно подробны и прямо связаны с богослужебными указаниями.
Общая уставная логика строгости поста по возрастанию от постного к «скоромному» такова:
1) полное «неядение» — предусмотрено Уставом в некоторые дни богослужебного года, например в Великую Пятницу, день воспоминания крестной смерти Христа;
2) «сухоядение» — хлеб (злаки), фрукты (в т. ч. сушеные) и овощи без растительного масла, не вареные;
3) «варение без елея» — вареные овощи без растительного масла;
4) «елей и вино» — кроме овощей допускаются растительное масло и вино (Устав уточняет: «в не имущих же вина странах пием пиво»);
5) рыба и ее аналоги (морепродукты, икра и т. п. — с некоторыми особенностями, о которых ниже)
6) молочные продукты — молоко, сыр, масло и т. п., а также яйцо;
7) мясо и мясные продукты (для монахов Уставом не предусмотрены).
Все уставные тонкости поста соблюдаются обычно только в монастырской практике, в миру же, естественно, общепринятая практика отличается в сторону упрощения и меньшей строгости. По части строгости поста в действительности большинство мирян и немонашествующих священников чаще руководствуются градациями от 4-й (иногда 3-й) до 7-й6.
Общая логика деления продуктов на «более постные» и «менее постные» сложилась, по всей видимости, исходя из степени «удаления» от употребления пищи животного происхождения, которая аскетами разных эпох единодушно признавалась менее способствующей духовному подвигу, отягощающей ум и душу человека.
Эта логика не всегда и не везде была единой. Например, в одном из источников о жизни Беды Достопочтенного, английского святого VIII века, указывается на то, что в Рождественский пост пили молоко, но не ели рыбу. По уставам некоторых монастырей яйцо считается постной пищей. Некоторые средневековые византийские источники различают рыбу и «черепокожных» (то есть морепродукты — крабы, креветки и т. п.) и позволяют последние в воскресенья Великого поста, мотивируя это тем, что, в отличие от рыбы, они не содержат крови. Такова же и современная «постная» практика Греческой Церкви.
Вообще, одним из лучших изречений по поводу воздержания по время поста традиционно считается реплика одного из великих христианских авторитетов — святителя Иоанна Златоуста, епископа Константинопольского, который так учил свою паству: «Ну если уж очень захочется тебе поесть мяса в пост — поешь, поешь его! Главное, ЧЕЛОВЕКА не ешь». То есть не «угрызай» ближних своей ненавистью, завистью, раздражением — это будет самым лучшим постом.