Как искажались обряды?
Проведение реформ влияло на обряды, которые от этого искажались. Например, обряд с крестным знамением проводился по-другому.
Способы крещения
Крещение со времен апостолов совершалось двоеперстным способом. В первоначальном двуеперстном перстосложении были близкие моменты и в тоже время такие же как и современное старообрядческое двуперстие.
Христианами первого века производилось изображение с помощью двух простертых пальцев, указательного и среднего, двумя Христовыми естествами. На остальных трех пальцах никакая смысловая нагрузка не неслась. Данное определение было подтверждено иконами и фресками первого века, с изображением сложений пальцев основного значения, а изображение трех второстепенных перстов имело разное изображение. Совершение крестного знамения с поднятием руки ко лбу и опусканием руки к животу с перенесением с правого к левому плечу, проводилось в апостольские времена.
Как утверждают некоторые историки, и профессор Голубинский, христиане, в первых и вторых веках изображали как двуперстие, так и делали изображение креста с помощью одного пальца. Крестное знамение на лбу обладало смысловым значением, которое символизировало крест.
Как изображался крест перстами?
Крест мог быть изображен на плечах, животе и лбу, это несло более насыщенный смысл.
С помощью такого крестного знамения производят изображение и самого креста и иных сакральных понятий.
Движением рук от лба к животу, обозначали приход в мир Господа. Расположение рук на животе, означало вочеловечение Христа. При подъеме рук с живота к правому плечу обозначалось возвышение Господа к небу.
В обычаях производить изображение креста у себя на плечах, животе, лбу имелось наглядное, символичное и выразительное представление. Из-за этого у одноперстного крестного знамения не было широкое распространение. Никакие противоречия сторонники каждого обряда не имели между собой. Затем произошли изменения в этой ситуации. Первый вселенский собор в 325 году произвел обличение арианской ереси, затем, Четвертый вселенский собор проходил с осуждением монофизитов.
За этими соборами стали по-другому трактовать единоперстие. Христианами двуперстно крестящимися производился наглядный показ исповедания с двумя естествами. Это полностью соответствовало решению вселенского собора. В шестом веке одноперстие вытеснило двуперстие.