ПЕНИЕ В ХРАМЕ: ДРЕВНИЕ РАСПЕВЫ
Современное церковное пение в России чрезвычайно разнообразно и разнится не только от храма к храму, но и от службы к службе. Чтобы лучше ориентироваться в церковной службе и понимать не только «что» поется, но и «как», и почему именно так, познакомимся с основными видами церковного пения.
Очень условная и упрощенная их классификация будет выглядеть так: знаменный распев, обиходное пение, концертное пение.
Знаменный распев — основной и уставной для русского богослужения до XVII века включительно (а у старообрядцев и единоверцев — и в наше время). Он характеризуется строго унисонным, то есть в один голос, пением и специфической крюковой, в отличие от привычной нам, системой записи.
Приблизительной аналогией для понимания «как это звучит» может служить европейский средневековый григорианский хорал, активно задействованный в композициях групп Enigma и Gregorian. На мелодике знаменного распева также основаны практически все разделы рахманиновского «Всенощного бдения». В клиросной практике наших храмов используются также вариации, в большей или меньшей степени родственные знаменному распеву, так называемые напевы — киевский, греческий, валаамский, оптинский и др.
В большинстве храмов знаменный распев используется на службе эпизодически и чаще всего — в переложениях для многоголосного хора. В последние 10-20 лет знаменный распев в качестве основного для богослужения можно все чаще слышать в некоторых монастырях, а также в приходских храмах. При этом в некоторых храмах его поют по нотам, в некоторых — в исходной древнерусской нотации, то есть «по крюкам». В Москве знаменный распев можно услышать, например, в соборе Андроникова монастыря, на Валаамском подворье, на ранней Литургии в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, где распев особенно гармонично сочетается с современной ему храмовой архитектурой и иконописью. В Санкт-Петербурге — на Валаамском и Оптинском подворьях, в домовом храме Санкт-Петербургской консерватории и др.
Самый «аутентичный», поющийся исключительно по крюкам знаменный распев можно услышать в старообрядческих и единоверческих храмах. Важно отметить, что в них нужно быть более внимательным к окружающему, так как этикет и правила поведения в храме старообрядцы соблюдают строго (хотя к «захожанам», прилично себя ведущим, обычно вполне дружелюбны).
Следует учитывать, что современному уху, воспитанному на гармонической (многоголосной) музыке строгий унисон классического знаменного распева поначалу чрезвычайно некомфортен. Иименно поэтому сегодня довольно популярны его гармонизации, приближающие к современным стандартам, как, например, обработки напевов Валаамского монастыря. Правда, «втянувшись» в знаменный распев, люди обычно влюбляются в него на всю жизнь — как в классическую древнерусскую иконопись и архитектуру древнерусских храмов.
А если вам нужны контейнеры из Китая, авиадоставка из Китая, то предлагаем заглянуть на сайт www.optim-consult.com. Сделайте заказ уже сегодня.