ПЕНИЕ В ХРАМЕ: ОБИХОДНОЕ И «КОНЦЕРТНОЕ»
В конце XVII века в российское церковное пение стала проникать киевская традиция, отличавшаяся двумя особенностями: гармоническим, аккордовым складом (многоголосие) и европейской пятилинейной нотной записью. Именно эти факторы стали основополагающими для нового типа церковного пения, которое сегодня обычно называется «обиходным».
Обиход, «обиходное пение» — это в общем смысле пение простое в исполнении (в отличие от «нестандартной» мелодики знаменного распева или виртуозных пассажей концертного пения), доступное самому простому составу небольшого хора. Оно ТЗ.ЮКС более динамичное — на слово приходится одна-две ноты, нет длинного распевания отдельных слов или их слогов, как в знаменном распеве или в коцертном пении. Типы обиходного пения различаются — например, «московский обиход», «бахметевский обиход» (распространенный в Петербурге и названный по имени автора, директора Придворной певческой капеллы Н. И. Бахметева).
Именно тем или иным типом обиходного пения поют в большей части храмов все изменяемые песнопения и значительную часть неизменяемых. Как и в пении знаменным распевом, в пении обиходом обычно хорошо различимы слова, что является, вместе с краткостью и простотой, несомненным достоинством обиходных напевов.
Как одну из разновидностей обиходного пения стоит отметить случаи общего (общенародного) пения всех молящихся за богослужением. Как правило, так поют важнейшие неизменяемые песнопения — «Воскресение Христово видевше» на Всенощном бдении, «Символ веры» и «Отче наш» на Божественной Литургии. Однако, если вы не знаете текста, стесняться этого не нужно: подпевать в такие моменты не обязательно.
Концертное пение — еще один тип церковного пения, обязанный своим появлением польскому и итальянскому влиянию и, в частности, творчеству петербургских придворных композиторов XVIII-XIX веков (как самого известного светскому читателю назовем Дмитрия Борт-нянского).
Концертное пение часто критикуют за «оперность», «светскость», оторванность от норм традиционного, уставного церковного пения, в частности — за трудности восприятия и понимания текста песнопений, адекватная передача которого является главной задачей церковного пения. Услышать образцы концертного пения можно в больших соборах, например в Храме Христа Спасителя в Москве или в Спасо-Преображенском соборе в Петербурге. В приходском богослужении в концертной форме иногда звучат неизменяемые части богослужения («Свете Тихий», «Единородный Сыне» и т. п.), а изменяемые части здесь чаще поют по обиходу.
В современной церковной жизни идет достаточно оживленная дискуссия о типах церковного пения, допустимых, оптимальных или желательных в богослужебной практике. Иногда доходит до жестоких боев с обвинениями сторонников концертного пения в превращении храма в оперный театр, «знаменщиков» — в узколобом фанатизме и желании зачеркнуть 300 лет развития церковного пения и т. д. Внутри фракций есть свои разногласия, например является ли пение знаменных песнопений по нотам, а не по крюкам профанацией или все же естественным этапом развития. Впрочем, в приходской практике культурный и вдумчивый регент (руководитель церковного хора) обычно находит золотую середину в сочетании различных типов пения, так чтобы оно выполняло свою главную задачу: адекватно донести текст песнопений до сознания прихожан и создать подлинный молитвенный настрой.