ПОМИНОВЕНИЕ УМЕРШИХ
Смерть близкого человека — всегда тяжелое испытание. Но христиане имеют одно большое преимущество: они могут не только «вспоминать» умерших, но и верить как в сохраняющуюся близость с ними в Боге и Церкви и ощущать ее, так и в возможность увидеться лицом к лицу в будущей вечной жизни.
Смерть человека — ситуация, в которой, пожалуй, в наибольшей степени расцветает самое древнее и дремучее язычество. К слову, вот можно заказать услугу груз 200 по Казахстану. Завесить зеркала, чтобы «навьи души» не тревожили живых, откупиться от них жертвой (куском хлеба и стаканом водки), положить что-либо с собой в могилу (как лошадей, жен и утварь скифским князьям в курганы), устроить на кургане буйную тризну и т. п. Излишне говорить, что с христианской молитвой о близком нам человеке все это не имеет ничего общего.
В течение 40 дней, по христианским представлениям, душа усопшего еще не теряет связи с нашим миром и особенно нуждается в наших молитвах. На третий, девятый и сороковой дни (считая также день упокоения) принята особо усердная молитва: заказываются панихиды, подаются записки о упокоении. Также принято читать Псалтирь, сопровождая ее особыми молитвами об усопшем. Выбор именно этой библейской книги не случаен. В дивных псаломских молитвенных стихах — и от лица авторов псалмов, и от нас, и от лица умершего — звучат и вдохновенная хвала Создателю, и скорбь о грехах, удаляющих от Него, и вопль души о спасении от пучины зла и смерти, и чистая радость о сотворенном мире, о том, как он воистину прекрасен…
Христианское учение и богослужение о смерти, конечно, очень далеко от примитивно-бытового представления о «христианской загробной жизни» с арфами и нимбами наверху, котлами и раскаленными сковородками внизу. Однако оно со всей ясностью напоминает об одной важной вещи: вопреки абстрактному «общечеловеческому» гуманизму для души по смерти тела возможны не только вечная жизнь, но и вечная смерть, удаление от Бога, и никакие адские котлы не сравнятся с тем ужасом и тоской, которые будет испытывать такая душа. Очень хорошо говорит об этом в своем дневнике протопресвитер Александр Шме-ман, десятилетия руководивший семинарией в Нью-Йорке, человек исключительно образованный и «современный» (сын закончил Гарвардский университет, жена — директор одной из лучших американских частных школ) и никак не склонный к «мракобесию»:
Нам трудно представить себе и блаженство души, видящей Бога лицом к лицу, и страдания души, при жизни тела отлучившей себя от Бога и после смерти не имеющей возможности измениться. Сотни лет назад люди создавали понятные для них образы (поэтические, иконографические, музыкальные…) и будущего блаженства, и вечной смерти. Из новых хочу отметить, как удачные, картины и образы из фильма «Константин». Попадая в ад, главный герой (Киану Ривз) оказывается в одном из районов Нью-Йорка, полуразрушенном, мрачном, наполненном тысячами душ, носящихся в огне, смятении и боли. Попадая в рай, он обнаруживает себя в том же самом месте Нью-Йорка, но наполненном светом и радостью. И это преображение не отменило, не «перечеркнуло» земной облик города, но высветлило лучшее в нем и сохранило все, что достойно Вечности.
Церковь учит, что мы не одиноки в Ней, мы — Ее члены, члены Тела Христова. И как святые близки к нам, отзывчивы на наши нужды и просьбы, молятся вместе с нами Богу — так и мы близки с усопшими, и нашей молитвой и добрыми делами можем восполнить недостатки и грехи их земной жизни, быть едиными с ними в Церкви и Христе.