РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО И ДРУГИЕ НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ
Среди праздников обычно выделяют так называемые двунадесятые — двенадцать наиболее значимых. Пасха как «праздник праздников и торжество торжеств» в их число не включается. Из праздников подвижного круга к ним относят Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Пятидесятницу. Скажем теперь несколько слов о каждом из непереходящих, то есть не связанных с пасхальным циклом, двунадесятых праздников.
Среди великих непереходящих праздников принято выделять так называемые «господские», связанные в первую очередь с событиями жизни Христа, и «богородичные», посвященные преимущественно Пресвятой Богородице. Расположение этих праздников в богослужебном году не имеет определенной жесткой логики. Причины, по которым то или иное событие священной истории вспоминается в тот или иной день года, иногда неизвестны, иногда составляют предмет дискуссий в исторической литургике.
Главнейший и самый известный из непереходящих праздников, несомненно, Рождество Христово (25 декабря по старому стилю, 7 января по новому). В этот день вспоминается великая тайна смирения, самоумаления Бога, ставшего Человеком, чтобы спасти все человечество. Служба праздника отличается тем, что Всенощное бдение состоит не из вечерни и утрени, а из великого повечерия и утрени. На этом великом повечерии читаются ветхозаветные пророчества о рождении Спасителя.
Тесно связан с Рождеством праздник Крещения (Богоявления) Господня (6 января старого стиля, 19 января нового). Вспоминается выход Спасителя на служение, когда в тридцатилетнем возрасте Он пришел к Иоанну Крестителю (Предтече) и принял от него водное крещение (Евангелие от Матфея). В сочельник, то есть канун Крещения (когда, как мы помним, в богослужебном смысле праздник уже начался), и в самый день Крещения происходит великое освящение воды. Богослужебные тексты праздника говорят о водном естестве, которое освятил Христос, приняв крещение, и тем самым сделав водную стихию «баней нового бытия», отмывающей грехи людей и восстанавливающей первозданное совершенство всего мира.
К господским праздникам относят также Преображение Господне (6/19 августа) — воспоминание явления Божественной славы Христа ученикам (Евангелие от Матфея), и Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября) — воспоминание обретения в IV веке в Иерусалиме Креста Господня императрицей Еленой, матерью первого христианского римского императора, Константина Великого.
Богородичные праздники отмечают важнейшие события в жизни Матери Христа, являющиеся частью Божественного замысла о нашем спасении: Рождество Богородицы (8/21 сентября), введение Ее в ветхозаветный Храм (21 ноября/4 декабря), Сретение, то есть встреча Ее и Богомладенца Христа пророком Симеоном в Храме; Успение (от слав, «успнути» — уснуть), то есть смерть
Пресвятой Богородицы (15/28 августа). Особо стоит выделить Благовещение (25 марта/7 апреля) — день, когда архангел Гавриил явился Деве Марии и принес Ей радостную весть о спасении человечества и воплощении Спасителя, которое совершится через Нее.
К сожалению, в нашей небольшой книжке мы не сможем уделить достойное место глубокому богословию, красоте и своеобразию службы каждого праздника. Прочитав перед праздником относящиеся к нему богослужебные тексты, а также проповеди и похвальные слова святых на праздник, можно составить себе более полное представление о нем. И стать причастным всему, что необходимо, как воздух, душе человека — покаянию и радости, скорби и хвале, смирению и благодарению…