ЦЕЛОВАНИЕ ИКОН, КРЕСТА, ЕВАНГЕЛИЯ
Один из способов выразить наше почитание Бога и святых — целование икон, Креста и Евангелия. В свое время богословами было сломано немало копий относительно того, каким образом возможно почитание икон и не нарушает ли оно заповеди «Не сотвори себе кумира». Борьба «иконоборцев» и «иконопочитателей» (именно так назывались враждующие партии) продолжалась в Византийской империи более ста лет, сопровождаясь церковными и политическими кризисами, — такую огромную важность придавала Церковь этому вопросу.
В конечном итоге Седьмой Вселенский собор, собрание духовенства и мирян, созванный для решения важнейших вопросов веры, установил, что «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному», то есть поклонение святым иконам является выражением нашего поклонения живому Богу и Его окружению — святым, просиявшим в подвиге верности Ему. Одно из постановлений Собора, состоявшегося в Константинополе в 787 году, гласит:
«Храним… установленные для нас Церковные предания, одно из которых — иконописное изображение, как соответствующее Евангельской проповеди. …Определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать в святых Божиих церквах на священных сосудах и одеждах, на стенах и досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камней (имеются в виду разного рода мозаики. — Прим. авт.), и из другого подходящего для этого вещества, такие как иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, также честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей.
Ибо, взирая на изображения на иконах, мы побуждаемся вспоминать и любить и чествовать изображенных на них… Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».
Молитву Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и святым перед их иконами принято сопровождать следующими действиями. Сначала совершают два поясных поклона с крестными знамениями (в будние и постные дни поклоны могут быть и земными — по желанию молящегося), затем целуют край иконы, затем совершают еще один поклон с крестным знамением.
В практике приходского богослужения молящиеся обычно поступают следующим образом: войдя в храм с совершением крестного знамения и поклона, прежде всего целуют икону празднуемого святого или события, расположенную на аналое, специальной подставке в центре храма, а также те иконы, перед которыми ставят свечи. Это иконы тех святых, которым особенно хотят помолиться и воздать им должную честь: свою любовь и свою признательность.
Евангелие и Крест целуют в определенные моменты Всенощного бдения и Божественной Литургии. «Порядок действий» при этом принят такой же, как и при целовании икон — два поясных поклона с крестным знамением до целования, один — после.