Таинство венчания в Украинской греко-католической церкви
В настоящее время таинство венчания в УГКЦ имеет два этапа: подготовительный — помолвка (обручение), и основной — собственно венчание.
Помолвка
Обряд помолвки совершается в притворе и заключается в приношении молодыми колец, которые остаются в храме до обручения. Священник встречает будущих супругов, вручает им заженные свечи и кадит, выказывая тем самым свое почитание. Начинается ектения с просьбой ниспослать помолвленным истинную любовь и помощь во всех делах от Господа. После этого происходит наложение колец на руки, которое оканчивается еще одной ритуальной молитвой. На этом чин помолвки оканчивается, и под пение псалмов молодые входят в храм для того, чтобы обвенчаться.
Венчание
Посреди церкви священник спрашивает у каждого из будущей супружеской пары о согласии на брак, и при положительном ответе обряд продолжается. Снова произносится прошение у Господа о всех семейных благах и читается молитва о благословенных браках Ветхого Завета. Затем объясняется важность Таинства, его неразрывность и сакральный смысл, а также обязанности, налагаемые на молодых. Только после того, как священник убедился, что суть обряда осознанна, он надевает им на головы венцы и дает свое благословение. Перед венчанием правые руки молодых обвязываются епитрахилью и звучит клятва взаимной верности перед Богом.
Увенчанные новобрачные слушают Священное Писание, диакон повторно произносит ектению, зачитываются молитвы о благословении новой семьи. После этого наступает время для ритуала общей чаши, несущего весьма важное значение для вступающих в брак. Молодые испивают из одной чаши, разделяя таким образом одну судьбу со всеми ее радостями и невзгодами до самой смерти. Они трижды обходят Евангелие, лежащее на тетраподе, что символизирует главенствующую роль Христа в будущем супружестве. Затем пара возвращается на свои места, а священник, вычитывая молитвы на счастье и семейное благополучие, снимает венцы.
Оканчивается Таинство Венчания отпустом, упоминающим святых Константина и Елену, которые, будучи на царском престоле, первыми приняли христианство. Они должны стать для новобрачных образцом праведной жизни и апостольской жертвенности. Помимо этого, упоминается и Прокопий-великомученик, вдохновивший своими страданиями двенадцать женщин с ликованием принять смерть за веру. Это служит примером преданного служения Господу для получения брачного венца не только на земле, но и в Царствии Небесном.