Доминиканский монах: Католическое монашество, в отличие от восточного, разнообразно
Отец-доминиканец Здислав ШМАЛЬДА рассказал нам в своем интервью о том, что представляет собой католическое монашество сегодня и какую роль оно играет в повседневной жизни.
— Наступило время, которые очень многие люди называют «постхристианским». Но все же до сих пор в католичестве существуют монашеские призвания. Почему так?
— Мне кажется, причины остались теми же, что и раньше. У каждого человека такие причины свои. Кто-то приходит в монастырь, чтобы найти Бога. Есть люди, которые просто теряются, не знают, что делать, из-за этого и приходят в монастырь, чтобы было где подумать. Я знаю одного нашего брата, который искренне считал, что в монахах ему нужно побыть всего несколько лет – перед Богом подумаешь, что делать в жизни и где твое место. Конечно, есть и те, кто идет в монахи из-за нужды, но сегодня такое случается довольно редко.
Один наш монах, когда-то спросил у второго пожилого, была ли у него семья набожной, если он и его браться стали доминиканцами. На что второй монах ответил, что привела их к этому бедность.
На сегодняшний момент такое явление не распространено, но в давние времена многим семьям не удавалось обеспечить своих детей, поэтому дети отправлялись от родителей в монастырь. Даже среди семей аристократов был распространен такой обычай, что один из детей оставался во дворце, второй шел служить, а третий – в монахи. Сегодня не стоят такие острые социальные причины, но все-таки самая главная – поиск человеком Бога и желание идти за Ним.
Можно, конечно, сказать, что становится все больше людей, которые приходят с психологическими проблемами. Вероятно, такое явление можно связать с тем, что проблем стало больше, либо раньше они не так сильно осознавались самими людьми.
Случается, что к нам приходят люди, которые уже окончили в школу и стали зрелыми, но чаще все-таки в монахи идут те, кто еще не стал зрелым. Случаются и очень неординарные случаи. Например, будучи в Англии, я видел монаха, которого рукоположили, а ему уже исполнилось семьдесят. Он имел собственную семью, детей. На протяжении многих лет дружил с доминиканцами. Но когда произошло так, что жены не стало, дети повзрослели, стали жить самостоятельно, он посчитал, что настал тот час, когда ему суждено пойти в монахи.
И я бы не сказал, что пришла эпоха постхристианства. Ему сегодня отведено не так много места в социальном пространстве, несмотря на это, Церковь живет.