СВЯЗЬ ПОСТА С БОГОСЛУЖЕБНЫМ ВРЕМЕНЕМ
Как уже говорилось, режим питания с точки зрения Богослужебного устава — вспомогательное средство для духовной дисциплины и молитвы. Поэтому логика питания во время постов полностью отражает логику богослужения: чем торжественнее праздник, тем слабее пост (исключение — праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи, когда в силу характера праздника соблюдается строгий пост). Успенский Пост 2013 когда проводиться и другие нюансы можно узнать на сайте nsad.ru.
Отдельно — «усредненная» современная мирская практика (нигде официально не закрепленная, но достаточно общепринятая), отдельно — указания Типикона, который является не только Богослужебным уставом, но и уставом монашеской жизни. Он содержит весьма подробные указания по распорядку монастырской жизни и, естественно, в указаниях о питании весьма строг. В целом практика в миру мягче уставной примерно на «одну ступень» по шкале строгости поста, приведенной в предыдущем разделе.
Существует не отраженная в Уставе, но достаточно распространенная в практике система «послаблений» поста, касающаяся в первую очередь больных, беременных женщин, путешествующих. Никаких общих правил здесь нет, только здравый смысл, своевременный вопрос священнику и благословение от него, и христианская любовь.
В житиях святых и других исторических источниках можно найти различные случаи нарушения (или не нарушения) поста, главным критерием в которых выступает любовь и духовная польза. Например, в житии одного из палестинских святых приводится случай, когда святой с учеником в Страстную неделю Великого поста шли мимо языческой деревни, жители которой пригласили их на свадьбу. Святой благословил молодоженов, ел за праздничным столом мясо и велел есть ученику. Когда же они ушли из деревни и ученик проголодался, не разрешил ему съесть даже хлеба, и объяснил это так: «В деревне мы нарушили пост из любви к пригласившим нас на свой праздник людям, которые не знают нашей веры и не знают поста. А сейчас мы в пустыне, и должны не есть из любви к Господу, который в эти дни претерпел за нас крестную смерть».
Интересны также указания знаменитого Студийского устава — устава Студийского монастыря в столичном Константинополе. В отличие от легшего в основу нашего Типикона Иерусалимского устава, отразившего практику монастырей в палестинских пустынях, столичное положение Студийского монастыря наложило свой отпечаток на «политику» в отношении поста. Например, есть отдельные указания, что если при посещении монастыря каким-либо христолюбивым гостем он принесет в постное время рыбу в дар монастырю, ее следует отложить до дня, в который ее можно будет есть. Но если рыба до этого дня сохраниться не сможет либо такое откладывание обидит гостя, то рыбу предписывается «со смирением» съесть в тот же день. В целом отношение к посту в житиях святых можно охарактеризовать словами Христа «суббота для человека, а не человек для субботы», ответившего так фарисеям, укорявшим Его учеников за то, что они растирали хлебные колосья и ели сырые зерна, то есть трудились, в субботу, чего по ветхозаветным нормам почитания субботы, как дня полного покоя, делать не полагалось.