Основы древних вероисповеданий
В меняющемся политически идеологическом контексте определилась логика последовательного церковного разделения, из-за которого стали враждовать церкви и вероисповедания.
Отделение церквей
При выяснениях доктрин соединения природы Бога и человека в Иисусе Христе, произошло отделение некалкидонитов – Христиан Востока живших за пределами греко-латинского языка, непризнавших третий Вселенский собор неисториан, имеющих значительное влияние к позднему средневековью Ирана со Средней Азией и Китаем. Отделились непризнавшие четвертый Вселенский собор, монофиситы занимающие сирийскую, грегорианскую, египетскую и эфиопскую церковь; произошло отделение монофелитов, которые соединились к католикам маронитской церкви Ливана.
В 1054 году совершилось официальное провозглашение разделения католической и православной церкви. Все произошло из-за конфликта византийских и латинских идеологий универсальных пап. Конфликт осложнили доктрины и обрядовые расхождения.
В попытках по примирению никакой долговременный успех не был, в итоге возник парадигм, униатство или католицизм восточных обрядов. Соединилась православная обрядная и церковно-бытовая традиция вместе с символом веры, и был признан вселенский римский примат. Произошло психологическое обострение спора в Брестской унии с украинцами и белорусами. Когда распалась Византия и раскололась церковь, произошло отделение старообрядчества от Православной церкви.
Проведение реформаций
На западной стороне к концу Средневековья протестовали и светские власти, и гуситы, лолларды. Перед новым временем инициаторами реформ Филлипом Меланхтоном, Мартином Лютером, Жаном Кальвином было отвергнуто папство, разрушено единение в западном христианстве. В реформации породились разные протестантские конфессии и деноминации.
В протестантизме создалась культура, имеющая специфические черты: с особым интересом относились к библии вместе с ветхим заветом, библейским чтениям в кругу семьи. Церковные таинства были акцентированы на проповеди. Личное послушание духовному предстоятелю и регулярная практика церковного исповедования перешло к индивидуальной ответственности перед Владыкой, новой деловой этике с оцениванием бережливости, порядка и уверенности в своих поступках. Приход успеха говорит о Божьем благоволении, бытовой респектабельности. Удалена монашеская суровость и аристократическое великолепие. В такой культуре воспитывались волевые, инициативные и уединенные внутренне человеческие типы, которые становили ранний капитализм с Новой цивилизацией.