Икона Божией Матери «Елецкая»
День празднования — 6 февраля ст.ст. / 18 февраля н.ст.
Явление древней чудотворной Елецкой иконы Божией Матери произошло 6 февраля 1060 года, во время княжения в Чернигове внука Святого равноапостольного князя Владимира, Святослава Ярославича, который и создал на месте явления иконы монастырь.
Составляя «Скарбницу», архимандрит Иоанникий Голятовский в 1676 году посылал в Москву разузнать о Богородице Елецкой, почему она так называется. Престарелый князь Никита Иванович Одоевский, потомок Черниговского князя Святослава Ярославича, поведал им: «Чували мы от дедов и прадедов своих, что близ Чернигова на дереве еловом знайденый образ Пресвятой Богородицы. Потому збудованая там церков называется Богородица Елецкая, что от елины альбо елю Богородица Елецкая названа, так как на елю альбо на елине образ Пресвятой Богородицы есть знайденый».
Во время монголо-татарского нашествия на Чернигов в 1239 году, святая обитель подверглась разорению. Судьба древней иконы Елецкой Богоматери неизвестна. По преданию, в момент нападения завоевателей, она была спрятана внутри церковной стены, а впоследствии ее вновь поместили в Успенском соборе. Голятовский в «Скарбнице» замечает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова знайденый, з Чернигова до Москвы под час войны есть перенесеный, поскольку теперь в Чернигове той образ не знаходится». Филарет Гумилевский в своем описании города Харькова утверждал, что «в 1579 г. св. икона была взята князем Барятинским и оставалась в доме Барятинских, потомков Черниговского князя Святослава Ярославича, в виде наследственного достояния».
А затем, «в 1687 году окольничий, князь Даниил Барятинский, командир Новгородских полков, под начальством князя Василия Голицына, быв в походе против Крыма, на возвратном пути из похода сделался болен в Харькове и находясь близ смерти отдал бывшую с ним в походе св. Елецкую икону Пресв. Богородицы в Харьковский Успенский собор». В данном случае Филаретом было записано устное предание. Древность чудотворной и любимой харьковчанами иконы Елецкой Богородицы, хранившейся в Успенском соборе Харькова, знатоками живописи оспаривалась, хотя давность ее письма признавалась безусловно. Между тем, провести новые исследования невозможно — икона безследно пропала в советское время.
Матерь Божия не оставила Елецкую обитель без Своего образа. В разгар восстановительных работ, проводимых Иоанникием Голятовским, в монастыре явился новый образ Богородицы Елецкой, который, как и древний, прославился чудотворениями. В 1676 году братья Никита и Матфей Козелы привезли из российского города Владимира в Чернигов на Богоявленскую ярмарку образ Елецкой Божией Матери. Благочестивый Черниговский житель Константин Константинович Мезопета купил этот образ и 11 января того же года подарил его обители Елецкой.
Для записи чудес по молитвам к Богоматери Елецкой в монастырской ризнице до революции хранилась беловая книга под названием «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», выданная из Черниговской духовной консистории 6 февраля 1895 года за № 2443.
Все, кто с верой и пламенной молитвой обращался к Царице Небесной перед Ее чудотворным образом, получали помощь и утешение.
Композиция Елецкой иконы весьма интересна. Это практически иконография самой истории явления образа в древности, и одновременно запечатленный вид Черниговского замка второй половины XVII века. Композиция образа имеет также богословский смысл. В горней части иконы в прямоугольной резной рамке изображена Богородица с Предвечным Младенцем на фоне ветвей ели, ствол которой делит нижнюю часть композиции пополам. Вдалеке видна река Десна, река жизни. Справа от елового ствола — тихое пристанище — Успенский собор Елецкого монастыря. Слева изображена часть Черниговской крепости с постройками, где, по всему видно, кипит светская жизнь. Двигаясь взором по иконе «против солони» (против часовой стрелки), замечаешь начертанный Божьим Промыслом путь, путь нашей души, нашей жизни.
В Успенском храме был устроен красивый позолоченный деревянный киот для чудотворного образа Елецкой Божией Матери. На зиму икону переносили в теплый Петро-Павловский храм. Перенесение совершалось торжественно, собором всей братии, с пением тропаря Богородице и при колокольном звоне. Чудотворная икона Елецкой Богоматери пользовалась особенным благоговейным вниманием не только жителей города Чернигова и окрестных селений, но и многочисленных богомольцев, приходивших в Чернигов на поклонение святыням. В Елецкой обители каждую среду перед литургией совершалось молебное пение и читался акафист перед чудотворным образом Елецкой Богоматери. Особенно умилительно пелись при этом припевы к акафисту Успения Богородицы: «Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!» и заключительный кондак акафиста Благовещению: «О всепетая Мати…».
Образ Елецкой Богородицы, находившийся в обители до ее закрытия, искусствоведы датируют 90-ми годами XVII столетия. Она написана темперными и масляными красками на двух широких досках, скрепленных между собой двумя врезными шпонками. Верхняя часть иконы закруглена. Общая высота иконы 135 см, ширина 76 см, толщина досок 3 см. В 1930 году эта икона из Успенского собора попала в Черниговский исторический музей. Во время Великой Отечественной войны икону Елецкой Богоматери подобрала некая женщина на пепелище сгоревшего музея и принесла в Троице-Ильинский монастырь. Игумения Антония велела сделать копию с иконы, но местные власти заставили отдать в музей не копию, а оригинал.
Чудотворная икона Елецкой Божией Матери находилась в Черниговском историческом музее им. В. В. Тарновского до 1 апреля 1999 года. Ныне она возвращена в Елецкий монастырь.