Икона «Плачущий Спаситель»
Икона «Плачущий Спаситель»
Образ изображен на холсте шириной в 13 и высотой в 16 вершков (приблизительно 57,2 см на 70,4 см), изображение поясное, стиль письма вероятно итальянский. Изображение во многом отличается от других икон Спасителя: голова приподнята и слегка наклонена влево, на лице изображена глубокая скорбь, взор обращен к небу, возле глаз две слезные капли, левая рука прижата к груди, а правая согнута в ладони и простирается вперед. Название свое икона получила от события, произошедшего в городе Екатеринославе в 30-х гг. ХІХ столетия.
По рассказам старожилов Первоначальной обладательницей иконы «Плачущего Спасителя» была благочестивая вдова Анна Игнатьевна Деева (в исповедных книгах Троицкой церкви за 1851 и 1859 гг. А.И. Деева значится вдовой коллежского регистратора), которая проживала в собственном небольшом деревянном доме на Воскресенской улице. Судя по ее прошению, поданному в Екатеринославскую Духовную консисторию в 1838 году, Деева была неграмотна, а ее муж, к тому времени уже умерший, служил канцеляристом в екатеринославской городской полиции. Вместе с ней проживала ее мать, с которой Анна Игнатьевна занималась шитьем церковных одежд.
Сын Анны, Иосиф Афанасьевич служил в казенной палате и был женат на сестре екатеринославского купца Давида Васильевича Пчелкина. Деева была прихожанкой Троицкой церкви. Большинство старожилов умалчивают о начальном происхождении иконы, но некоторые передавали, будто бы икона написана каким-то довольно известным иконописцем, посещавшим дом Деевых. К сожалению, фамилия иконописца не сохранилась в памяти старожилов. Только одна вдова статского советника Мария Петровна Корнеева в своих воспоминаниях упоминала, что образ «Плачущего Спасителя» написан «кажется» довольно известным художником и искусным иконописцем, господином Елизаром Романовичем Плисом. Молясь перед этим священным изображением, Деева удостоилась однажды чудного видения слез, выступивших на иконе из глаз Спасителя.
Случилось так, что, не получая долго уплаты за свою работу, она была в крайней нищете. Не имея чем заплатить за жилье, занимаемое ею во дворе богатой купчихи, угрожающей выгнать ее из квартиры, эта бедная и, по-видимому, благочестивая вдова усердно молилась перед этой иконой о ниспослании ей помощи в ее горькой нужде. Во время этой молитвы она ясно увидела, что из глаз иконы Спасителя вытекали слезы. Некоторые передавали еще, что будто бы от иконы исходило сияние. Весть о чуде быстро разнеслась по городу и собрала в доме Деевой много народа. Говорили еще, что чудо совершилось в летние месяцы года.
О явлении слез, старожилы свидетельствуют различно. По рассказам одних сама Деева предварительно два раза вытирала слезы на иконе и только за третьим разом решилась сообщить соседям, которые и послали за священником. Другие передавали, что в течение трех дней в дом Деевой приходил настоятель Троицкой церкви протоиерей Иоанн Кузьмич Герболинский, который вытирал икону и служил молебен, на третий день икону перенесли в церковь. Наконец, говорили еще, что слезы появлялись в течение двух дней, после чего на третий день протоиреем Иоанном Герболинским был отслужен молебен и икона перенесена при большом стечении народа в церковь.
При этом относительно самих слез говорили, что они, показываясь на иконе на глазах, весьма медленно скатывались до руки Спасителя, а дальше уже текли, на глазах же нескоро накоплялись новые слезные капли. Само течение слез вовсе не было непрерывным и обильным. К явлению слез, современники отнеслись различно: большинство видело в явлении их действие свыше и поспешило признать чудо. Говорили, что по этому поводу распоряжением духовного начальства было произведено следствие. Никто из старожилов не мог указать в точности время прославления иконы, и года называли различно, но в пределах между 1836 годом и шестидесятыми годами девятнадцатого столетия. Когда молва о чуде стала привлекать народ, Дееву попросили пожертвовать икону в церковь.
Протоиерей отец Иоанн Герболинский отслужил молебен в доме Деевой, вытер икону полотенцем и перенес при большом стечении народа в Троицкую (деревянную Свято-Духовскую) церковь, откуда икона была взята через некоторое время в кафедральный, на то время Преображенский собор. По другому рассказу икону доставили прямо в кафедральный собор. В Преображенском соборе, в течение очень долгого времени ее хранили в алтаре. Икона первоначально была без ризы, затем сделали венец (в венце близ пробы обозначен 1861 г.), а потом уже всю ризу, которая украшала образ до 1898 года. В 1898 г. для иконы сооружена новая сребропозлащенная риза, украшенная небольшой золотой с бриллиантами звездочкой, а также бриллиантовым начертанием «ИС» «ХС», а в венце у главы Спасителя и по краям оклада цветной эмалью.
Екатеринославцы питали к этой иконе особую веру: ее носили в крестных шествиях, при преосвященном Леониде (Зарецком), епископе Екатеринославском и Таганрогском (1853-1864 гг.) по пятницам перед ней читался акафист. В начале ХХ столетия, вероятно, после закрытия Преображенского собора икона была перенесена в Свято-Троицкий кафедральный собор, где была помещена в большой деревянный киот у колонны, которая отделяет центральный придел от Казанского. В настоящее время образ является одной из святынь главного храма Днепропетровской епархии.