ИКОНОСТАС И ИКОНЫ В ХРАМЕ
Как уже говорилось, алтарь отделяется от основного пространства храма иконостасом. В центре иконостаса располагаются Царские врата, которые открываются в самые значимые моменты богослужения. На них обычно находится икона Благовещения — явления архангела Гавриила Деве Марии с вестью о том, что она родит Спасителя, а также изображения четырех евангелистов, авторов Евангелий, апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами традиционно помещается икона Тайной вечери (ужина) Христа с учениками накануне Его распятия.
Эти изображения подчеркивают и раскрывают идею открытия нам врат в небесное, божественное жительство, которое стало возможным благодаря воплощению Спасителя, Его учению (Евангелию, то есть «Благой вести») и установленному Им на Тайной вечере таинству Евхаристии.
Символике иконостаса посвящено достаточно большое количество книг, поэтому мы не будем останавливаться на ней подробно. Классические русские иконостасы можно видеть в храмах Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавры, других древнерусских храмах XII-XVII веков. В храмах Синодального периода (XVIII-XIX века) иконостасы обычно более просты, икон в них меньше, зато больше декоративных элементов. В современных храмах можно встретить как очень простые иконостасы, приближающиеся к первохристианской небольшой перегородке с несколькими иконами, так и сложные иконостасы по образцу древнерусских.
Заметка: Стоматология Южное Бутово предлагает клиентам широкий спектр услуг для здоровья зубов. Подробнее с информацией можно ознакомиться на сайте www.dentaamo.ru.
Кроме икон, входящих в иконостас, обычно на всех стенах храма висят иконы христианских праздников, чтимые образы Богородицы и различных святых, перед которыми стоят подсвечники. Именно перед этими иконами обычно ставят свечи.
Перед амвоном на аналое (специальной храмовой подставке) обычно находится икона текущего богослужебного дня. В воскресенье — икона Воскресения Христова, в другие праздники — икона соответствующего праздника (в просторечии просто «праздник», например «передайте свечку к празднику»), в день памяти святого — его изображение, в прочие дни — икона праздника или святого, которому посвящен храм.
Помимо икон значительную роль в организации богослужебного пространства играют храмовые росписи (фрески на стенах и потолке). В случаях, когда фресковая живопись достаточно подробна (что особенно характерно для древнерусских храмов), она являет настоящее символическое «небо на земле», отражая единство Церкви Небесной и земной. В куполе храма, как правило, изображается Господь Вседержитель. На вогнутых поверхностях, образованных переходом от купола к храму (они называются «парусами»), обычно изображают четырех евангелистов. На сводах и стенах храма — святых и события священной истории, ветхозаветной и новозаветной. Логика расположения сюжетов в различных храмах бывает разной, но общая ее идея — единство всех исторических событий в Божьем замысле спасения человека, единство в Церкви и молитве всех святых — ветхозаветных пророков, новозаветных мучеников и преподобных — и нас, христиан, молящихся в храме.