КАКИЕ БЫВАЮТ ХРАМЫ(продолжение)
Кроме городских монастырей, в крупных городах существуют так называемые подворья, своего рода «филиалы» крупных монастырей, расположенных в других городах. Например, подворья Троице-Сергиевой лавры, Валаамского монастыря, Киево-Печерской лавры, Оптиной пустыни. У каждого подворья существует своя церковь, обычно открытая для посещения.
Как правило, и в монастырских храмах, и в храмах монастырских подворий богослужение более продолжительное, чем в обычных приходских. Это продиктовано особым укладом монашеской жизни, важнейшая составляющая которой — непрестанная молитва. Пение и весь строй богослужения здесь обычно более строги, выдержаны в аскетичной монастырской традиции.
Наконец, следует упомянуть домовые храмы — при учебных заведениях, школах, приютах, больницах и т. п. «Домовыми» они называются потому, что чаще находятся в самом здании (доме) того или иного заведения или учреждения. Многие из них открыты для свободного посещения. Например, хорошо известны домовые храмы Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, находящиеся в зданиях этих академий в Троице-Сергиевой и Александро-Невской лаврах соответственно.
Мы привыкли к тому, что богослужение происходит практически всегда внутри храма. Так было не всегда. Например, в Константинополе (ныне — Стамбул), столице древней Византии, в день празднования какого-либо почитаемого святого Патриарх со священнослужителями и народом, начав богослужение в главном храме Святой Софии, торжественной процессией двигались к храму, посвященному празднуемому святому. Часть богослужения проходила на улицах города и перед этим храмом, часть — уже в нем.
Таким образом, «местом» богослужения в определенном смысле был весь город.