КАК ПРАВИЛЬНО «ПЕРЕКРЕСТИТЬСЯ»
Перекреститься — слово обиходное, более правильно сказать «осенить себя крестным знамением» (знаком креста) или «совершить крестное знамение». Совершение крестного знамения — это первое действие, совершаемое молящимся при входе в храм, а также в определенные моменты в течение всего богослужения.
Слово «знамение» в ветхозаветном смысле означает некое сверхъестественное явление, свидетельствующее о присутствии Божьем, а иногда и открывающее что-либо о настоящем или будущем. В более широком смысле «знамение» — это знак, символ чего-либо («знамение времени», например). Налагая на себя крестное знамение (или в просторечии — «крестясь»), мы свидетельствуем внутренне и обозначаем внешне нашу принадлежность к христианской вере, центр и главное содержание которой — смерть на Кресте и воскресение Иисуса Христа.
Богослужебные песнопения возводят историю крестного знамения еще к Ветхому Завету. Образ крестного знамения авторы богослужебных песнопений возводят, в частности, еще к символическим жестам пророка Моисея при переходе еврейским народом Красного моря во время бегства из Египта. Как говорится в одном из песнопений праздника Воздвижения Креста Господня.
Тоже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, Вопреки написав непобедимое оружие…»
То есть «Моисей начертал крест на Красном море: ударив жезлом прямо, он разделил воды моря для переходящего его израильского народа; а ударив поперек, он вновь соединил воды перед преследующими их фараоновыми колесницами, противопоставив (преследователям) изображение (и силу) непобедимого оружия (Креста)».
Для совершения крестного знамения складывают вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки (символически это соединение обозначает единство Святой Троицы), безымянный же и мизинец прижимают к ладони (они означают соединение божественной и человеческой природы в Иисусе Христе). Сложенные три пальца прижимают ко лбу, затем к животу, потом — к правому плечу и левому, изображая, таким образом, на себе знак Креста или крестное знамение.
Одним из «камней преткновения» в церковном расколе XVII века было «перстосложение», то есть правильное (узаконенное) сложение пальцев при крестном знамении. До реформ Патриарха Никона в Русской Церкви было принято креститься, сложив указательный и средний пальцы, а три оставшихся соединив вместе. Переход на новый способ совершения крестного знамения вызвал ожесточенные споры, и старообрядцы продолжают придерживаться «двоеперстия». Стоит отметить, что Русская Православная Церковь на Поместном соборе в 1971 году официально признала «старый обряд», дониконовские формы совершения богослужения, в т. ч. и «двоеперстие», равно благодатными и спасительными.