Образ Марии (род. ок. 20 до н.э.)
Даже людям, далеким от религий в общем и христианства в частности, известен образ Марии. Ее имя известно нам в связи с чудесным рождением Христа, его жизнью и смертью.
Мария (Мариам) родилась в бедной семье галилеян. До нас дошли сведения о том, что на протяжении всей истории нашей эры Мария признавалась наиболее значимой и влиятельной женщины и матери. В раннем христианстве Мария олицетворялась как царица, а ее сын Иисус – как император.
Влияние на языческое наследие
Первостепенной задачей ранней Церкви стояло искоренение язычества. В 5-6 веках нашей эры христианским священникам удалось это сделать, но некоторые элементы языческой культуры все же сохранились в новой религии. Так, день 13 августа, традиционно для язычников бывший днем богинь Артемиды и Исиды был заменен на праздник Успения Богородицы. Таким образом, культ Марии пришел на смену устоявшимся языческим традициям. Впоследствии за образом Марии прочно закрепился дух материнства. Почитание Девы Марии на уровне культа казало огромное влияние на развитие как христианства, так и всего мира в целом
Мария — посредник между Богом и человеком
Образ Марии помог заменить ужасы раннего средневековья на гуманизм. В 12-13 столетиях нашей эры Мария стала одной из популярнейших исторических личностей. Она стала своеобразной «альтернативой» грозному и требовательному Богу, жестоко наказывающему души грешников. Мария считалась защитницей детей, ее образ стал синонимичен с понятиями жалости и сочувствия.
Почитание Марии доводило даже до того, что некоторые средневековые христиане причисляли ее к Святой Троице, что в корне противоречит богословским учениям. Ее рассматривали как своеобразного «посредника» между Богом и людьми.
Конечно, едва ли не самым спорным аспектом христианства является непорочное зачатие. В Священном Предании говорится о том, что Иисус родился от Отца Небесного, а его матерью была избрана Дева Мария. В привычном для нас понимании такое рождение невозможно, поэтому этот момент вызывает множество споров и вариаций толкования. Одни утверждают, что о непорочном зачатии было написано для упрощения понимания евреями того, что Иисус прежде всего был простым человеком. Другие же просто отрицают возможность рождения Иисуса от Бога-Отца. В целом, вера в чудесное рождение Девой Марией Иисуса от Небесного Отца и является одним из основных догматов христианства.