Углубление послевоенной трансформации Украинской греко-католической церкви
По окончании Второй мировой войны основная часть епископата, бывшего приверженным византийско-украинским традициям, располагалась в государствах западного блока, занимаясь развитием духовной жизни диаспоры. Исторически отмечено активное участие украинского епископата в деятельности Второго Ватиканского Собора (1962-1965), в котором униатами была хорошо усвоена идея «аджорнаменто».
Вынужденное реформирование УГКЦ
На основании итоговых соборных документов епископами было принято решение о дальнейшем реформировании своих традиций, а также приспособлении их к эмигрантскому быту. Украинская диаспора была вовлечена в межнациональные браки, проживала в иноязычной среде и была занята преимущественно в индустриальной сфере; духовенство же было большею частью безбрачным. По причине нехватки материального обеспечения стипендия для получающего богословское образование предоставлялась лишь при условии негласной подписки о принятии кандидатом целибата. Следуя новоявленным тенденциям, соблюдение постов было упрощено до воздержания от мяса в пятницу и частично в дни Великого Поста; для удобства священников, кормивших несколько общин, совершение евхаристии было разрешено в любое время. Литургия, которая проводилась по обычаю в субботний вечер, отныне считалась уже воскресной из-за нехватки представителей духовенства, а также с целью экономии средств.
Дальнейшие нововведения в УГКЦ и их последствия
Диаспорой поддерживалась связь с церковным подпольем посредством контакта с западными туристами, привозившими в Галицию изрядное количество разнообразной религиозной литературы. К первой половине 70-х годов подпольная церковь была достаточно укомплектована литургическими переводами на украинский язык; реформы обрядов воспринимались «западным» греко-католическим крылом с энтузиазмом. Службы были сокращены, в результате чего Божественная Литургия длилась всего 30 минут, из-за этого римские католики стали называть ее «восточной мессой».
Выход из подполья показал, что далеко не на все новшества, введенные епископом украинской диаспоры, адекватно реагировали верующие Галиции — колыбели УГКЦ; имели место случаи, когда даже самые стойкие подпольщики переходили в РПЦ МП в знак протеста. Довольно интересным явлением религиозной жизни стал греко-католический лефевризм, который хоть и не глубоко пустил корни в Галиции, однако послужил причиной головной боли для местной иерархии.
Немало положительных моментов ощутили священники Галиции, которые, будучи рукоположенными в Московском Патриархате, перешли в родную веру к началу 90-х годов, так как католическая версия христианства казалась более практичной, в отличие от православных табу и ограничений.