Праздник освящения воды
Иорданское водосвятие — великий праздник Крещения Господа, который проходит каждый год 19 января и сопровождается обрядом Великого освящения воды. Это древнейшая традиция, берущая свое начало еще в первых веках христианства, и являющаяся большой святыней для православного верующего. С сутью и историей этого ритуала мы ознакомимся из трудов иеромонаха Юлиана Катрийского.
Обряд и его история
Православной церкви известно два действа, связанных с освящением воды — великое и малое. 1 августа, в честь праздника Преполовения, а также при празднике храма и в ряде других торжеств. В Греции же этот праздник совершается ежемесячно.
Главный обряд Иорданского или большого водосвятия происходит лишь два раза в год, в честь навечерия и Богоявления Господнего. Ранняя церковь прилагала к крещению оглашенных освящение воды. Это было на такие праздники как Снисхождение Духа Святого, Пасха и Явление Бога. По одному из предположений историков это событие не связанно с крещением Иисуса, но отцы церкви в частности Иоанн Златоуст пишут, что это свершалось в тот же день, когда был крещен Господь.
Как свидетельствуют исторические документы, Церковь на востоке, знала лишь одно Иорданское освящение воды за первые 1000 лет. В 11-м веке принимают решение святить воду дважды в год. Эта традиция укрепляется к 11-му веку. Венецианская библиотека предоставляет нам данные о том, что в 1387 году происходило освящение воды дважды.
В этом обряде, как и во многих других, на протяжении веков менялись некоторые детали. Видные богословы восточного христианства предлагали различные коррективы и добавления. Для того, чтобы мы увидели его в современной форме: тройное погружение креста, три молитвы благословения, три тройки свечей и пение торжественного тропаря, — этот обряд прошел через много веков развития.
«Агиасма» — Большая святыня
Вода, освященная по иорданскому ритуалу становится великой и чудотворной святыней для христиан. Эта вода может стоять несколько лет, не теряя своих свойств и не портясь, о чем свидетельствуют церковные патриархи. Церковь называет эту воду Великой Агиасмой — святыней, и не дает пить тем, кто не допускается к хлебопреломлению.
Вода становится святой лишь в том случае, когда ее освятит Святой Дух по молитве и искренней вере православного христианина. Слова молитвы — это слова прошения о ниспосылании прощения грехов, защиты, исцеления и различных благ от Бога, показывая полную зависимость верующего от Него.