Православие в Китае
Христиане-миссионеры проповедовали в Китае христианство еще в начале нашей эры – с духовной миссией прибыли в Азию несториане; следом появились иезуиты и францисканцы. Это что касается документально подтвержденных фактов. Иезуиты, кстати, начавшие свою деятельность на Дальнем Востоке в шестнадцатом – семнадцатом веках довольно быстро добились мощного влияния при дворе правящего императора.
Православие начало распространяться в Поднебесной, по сути, с конца семнадцатого века, со взятия в плен казаков албазинской крепости, что на реке Амур, а также батюшки – священника Максима Леонтьева, эти события можно считать начальной точкой развития православия в Китае. Разумеется, связи русских и китайцев благодаря общей границе в те времена были весьма прочными, это были отчасти торговые, но по большей части все-таки враждебные отношения, часто переходящие в открытые военные действия.
Так во время набега на крепость и оказались взяты в плен русские, которых в конце концов перевезли в Пекин. Они осели там, интегрировались в местное общество, но религия осталась прежней, и исповедовавшие православие основали в столице империи русскую общину, делом которой стало духовное окормление православных в Китае, а также духовное и культурное посредничество между Поднебесной и Россией.
Количество православных в Китае постоянно росло, и в девятнадцатом и начале двадцатого века они уже полноценно участвовали в жизни государства, уже ставшего их второй родиной. Они избавились от статуса военнопленных, занимались тем, к чему лежала душа – у каждого была своя стезя, многие были заняты в сельском хозяйстве, иная часть полностью ассимилировавшихся – трудилась на развивающемся производстве: фабрики Китая охотно принимали на работу спокойных трудолюбивых православных.
С приходом к власти коммунистов закончилась деятельность Духовной миссии, а принадлежавшие ей храмы, часовни были переданы в ведение государства и частично – посольства Советского Союза. Начался вялотекущий период православного представительства в Китайской Народной Республике, продолжавшийся без малого пятьдесят лет.
И лишь в последнее время наметились некоторые сдвиги в сторону оживления православной церковной жизни в Поднебесной. Во всяком случае, подписанный договор о намерении создать автокефальную церковь в Китае позволяет так думать…