Филон Иудей (ок. 20 до н.э. – 40 н.э.)
О жизни и деятельности Филона достоверно известно совсем немного. История располагает сведениями о том, что за год до собственной кончины философ отправился к императору великого и могущественного Рима Калигуле. Об этом Филона попросила еврейская община из Александрии. Люди, верные своей религии, молили защитить их от нападок и преследований и оказать покровительство.
Учения Христа
Считается, что Филон принадлежал к первым последователям Ийсуса Христа и использовал для трактовки законов Божьих науку. Так, для объяснения некоторых моментов Божьего Писания философ применял греческую метафизику, а также трактовал учения эллинистов сквозь призму библейских терминов. Первенство принадлежит Филону и в таком деле, как определение характеристик личности Бога. Именно он является основоположником таких понятий как «необъятность» и «необъяснимость».
По уверениям Филона, Бога невозможно ни познать, ни описать, он уникален и не существует такого описания, которое бы ему подошло. Эти постулаты идут в разрез с учениями Платона и Аристотеля, также высказывавшимися на тему Божьего Писания. Следуя учениям Филона, Отец Небесный дарует людям знания и направляет их действия, а вся информация, которую способен воспринять человеческий мозг о Боге, называется «Логос». Филон не верует в бессмертность души, отрицая мнение Платона, и не считает, что душу невозможно уничтожить.
Исходя из взглядов философа, бессмертие души – это подарок Бога, которым он наделяет ее только если она того достойна. Филон активно отстаивал собственную концепцию о возможностях человеческих противостоять природе, о свободе воли. Учения мудреца пронизаны демократическими принципами. Например, Филон предполагает равенство людей перед законом.
Наследие
Все свои учения и концепции Филон обобщил в труде «Аллегории». Здесь философ объясняет теорию управления «Логосом» с помощью исторических событий, когда-либо свершавшихся на земле. Мудрец уверяет, будто цели Божьи – установить идеальную модель демократии в мире.
Учения Филона резко потеряли свою силу и популярность после падения еврейской общины в Александрии. Иудейские концепции вновь подверглись переосмыслению, лишь когда Моисеем Маймонидом возродит их былое воздействие. Это произойдет уже через тысячу двести лет после смерти Филона, однако именно тогда его учения станут важной частью и христианского учения, и идей мусульманства.