Предпосылки возникновения католицизма как особой ветви христианства
Выделению католицизма в особую ветвь христианства способствовала, в первую очередь, та историческая ситуация, которая сложилась в Европе в период конца античной цивилизации и перехода к средневековью.
Папство в «темные века»
Сегодня большинство историков, считающих Западную Европу столпом мировой цивилизации, как-то забываю, что она представляла собой к концу эпохи римского владычества и наступления «темных веков». Великий Рим, в попытках сохранить свою империю, сумел на столетие вперед выбрать ресурсы и бассейна Средиземного моря, и наиболее благоприятных для жизни районов Европы. Именно в римскую эпоху была превращена в пустыню и полупустыню большая часть благодатнейшего побережья Северной Африки. Исчерпаны месторождения драгоценных металлов в Греции, Испании и Германии, сведена большая часть лесов Южной Европы.
И после падения Римской империи и образования на ее месте десятков, а то и сотен варварских королевств, им пришлось довольствоваться немногим. Европа на столетие превратилась в бедную и никому не интересную окраину тогдашнего цивилизованного мира. Именно в эту эпоху нарождающегося феодализма римская католическая церковь оказалась единственной силой, способной не подвергнуться всеобщей децентрализации, а, наоборот, остаться единственной централизованной силой на всем Европейском континенте. Богатство и авторитет Святого Престола многократно превосходили таковые у любого из тогдашних европейских государей, и даже их коалиций, что и позволило Римскому папе стать несомненным властителем тогдашней Европы.
Византийская империя и патриаршество
Так получилось, что еще на момент разделения Римской империи на Западную и Восточную в западной ее части остался только один Вселенский патриарх – Римский, а остальные – Константинопольский, Иерусалимский, Александрийский и Антиохийский оказались в империи Восточной. Падение Западной Римской империи только упрочили особое положение Римского патриарха. Сохранившаяся же в Византии прочная императорская власть при наличии сразу четырех патриархов не позволила выдвинуться на особые позиции ни одному из них. Начавшиеся же арабские завоевания достаточно быстро превратили Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархов в обладателей традиционно громких титулов, но очень небольшой сохранившейся в мусульманском море паствы. Поэтому Константинопольский патриарх, хотя и упрочил свое положение ведущего церковного иерарха Византии, но не имел и малой доли того авторитета и влияния, которым пользовался Римский папа – Византийские императоры патриархов традиционно поддерживали, но влиять на дела мирские не позволяли.