Великий Раскол 1054 года
Сегодня принято считать, что разделение христианской церкви на Западную – католическую и Восточную – православную является одним из важнейших событий не только церковной, но и в мировой истории. Этот взгляд предельно европоцентричен и, в целом, не очень корректен с научной точки зрения. Однако его последствия далеко не изжиты и ощущаются и до сегодняшнего дня.
Все решили деньги…
К середине 11 века роль Римского папы как главы церкви во всей Западной Европе уже никем особо не оспаривалась, однако нищая окраина тогдашнего цивилизованного мира, уже «проевшая» римское наследие и еще не создавшая чего-то своего, была бедна, как церковная мышь. А нищая паства – голодный клир… В противовес ей сохранившая и преумножившая античное наследие Византия выглядела куда более благополучной, хотя авторитет и влияние всех четырех тогдашних патриархов – на фоне крепкой императорской власти – были относительно невелики. Имущественное положение Восточной церкви и собираемые ею доходы были не в пример выше тех, которые перепадали «от щедрот» папе Римскому. Поэтому Святой Престол очень интересовали финансовые потоки, которыми Византийская церковь не слишком-то желала делиться со своей западной «сестрой во Христе».
И вера!
И менталитет, и мировоззрение, и религиозный опыт обитателей тогдашних Греции, Малой Азии или Египта очень сильно отличались от все еще мало затронутых культурой и цивилизацией западноевропейцев. То, что мы сегодня именуем «христианством», фактически представляло набор разных, подчас плохо сочетающихся друг с другом вероучений, наложенных на различную культурную специфику и психотип представителей разных народов и рас. Это неизбежно вызывало разночтения в понимании и толковании священного писания, обрядов и норм поведения — как верующих, так и клира. И таких разночтений между Западной и Восточной церковью накопилось вполне достаточно. Для того, чтобы эти разногласия регулировать, собирались церковные соборы, но разрешить все имеющиеся проблемы церковной жизни они, естественно, не могли. К этому добавилась еще и претензия Римских пап на ведущее место среди Вселенских патриархов, где главным аргументом было занятие им престола самого св.Петра и якобы исходящая при этом от апостольского престола особая благодать. Но, поскольку за спиной тогдашнего Константинопольского патриарха Михаила Керулария стоял император, это позволило ему достаточно жестко и даже вызывающе вести себя по отношению к Римскому папе Льву IX. Именно посланники папы объявили ближайшему сподвижнику патриарха – сакелларию Никифору анафему. Казалось бы, обычный внутрицерковный конфликт, которыми полна история любой религии. Да и последствия этого, так называемого «раскола», всерьез проявились только полтора столетия спустя – во время взятия крестоносцами Константинополя в 1204 году. До этого папы с патриархами ссорились и мирились, заключали союзы или боролись друг с другом. И, хотя взаимная анафема была снята в 1964 году, последствия раскола до сих пор не преодолены.